ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Навигатор абитуриента: ВУЗы России 2020
Навигатор абитуриента: колледжи России 2020
Хочешь учиться? Будь активным!
Как часто бывает: ребенок успешно оканчивает школу, ходит к репетиторам, готовится к поступлению, участвует в российской олимпиаде и олимпиаде вуза. Однако как только становится студентом, понимает, что того, чему его научили, для вуза недостаточно. И очень часто молодой человек решает поменять вуз, пока не поздно.По мнению преподавателей высшей школы, одной из проблем является проблема сложности обучения. Увы, нередки случаи, когда студент ошибается в выборе вуза и специальности, ориентируясь только на проходные баллы, а не на уровень сложности обучения в данном учебном заведении (или на данной специальности).
Самое важное, что следует знать будущему студенту, - вуз принципиально отличается от школы. Прежде всего ролью преподавателя и администрации. Согласно наблюдениям преподавателей именно этот момент вызывает множество проблем у тех студентов, которые не отличаются зрелостью. В школе формируется привычка полагаться на администрацию: обо всем расскажут, лишний раз напомнят, продемонстрируют заинтересованность. А в вузе всё наоборот: студент должен занимать активную позицию, следить за своей успеваемостью, узнавать новости… А поскольку контроля администрации нет, то для многих гранит науки оказывается слишком прочным.
В вузе никто не будет студента подгонять, теребить, напоминать о сдаче в семестре. Всё сам. Не сдал, не успел - сам ищи преподавателя и подстраивайся под его расписание. Сам ищи и узнавай про олимпиады, конкурсы, научные общества по интересам и возможностям.
Будущему студенту полезно знать, что в вузе в отличие от школы нет негласных установок, что у всех в итоге должно быть минимум «три» и все должны быть переведены в следующий класс. Просто за посещение никто тройку рисовать не будет. Сказано, что должно быть сдано то-то и то-то, значит, должно быть сдано, в лучшем случае преподаватель будет об этом регулярно напоминать, но просто так засчитывать работы и ставить «удовлетворительно» никто не будет. Вуз - дело добровольное, не хочешь - не учись.
Вообще активность студента преподаватели ставят во главу угла, потому что в институте никто не впихивает знания. Суетиться нужно самим: выбирать дополнительные курсы, ходить на факультативы, участвовать в необязательных конференциях, выбирать себе руководителей (если вуз предполагает наличие выбора). В идеале школа должна дать навык систематического и регулярного обучения, а вуз - навык самостоятельного выбора цели и путей ее достижения. Кстати сказать, последнее тоже проблема - на практике 80% старшекурсников плохо понимают, кем и где хотят работать, что им надо уметь и знать для выбранной специальности, зато оставшиеся 20% уже к окончанию института имеют неплохое резюме и за ними охотятся работодатели.
Голубая мечта вузовского преподавателя - потенциальный студент, представляющий хотя бы в общих чертах свое будущее. Хотя бы направления деятельности. Это позволит минимизировать риск "непопадания". И здесь огромную роль играет родительский совет. Вернее, консультация. Потому что родители могут (вернее, должны) знать те тонкости, которые молодой человек может не понимать в силу отсутствия опыта. Тут их знание жизни может оказаться очень полезным. Правда, речь идет именно о совете, а не о той ситуации, когда родители занимаются серьезнейшим маркетингом рынка образования, но делают это автономно и самостоятельно. А потом преподносят результат своих исканий чаду на блюдечке. Это безусловная ошибка, и понятной она станет тогда, когда придет пора поиска работы…
Резюмируя, можно сказать, что в идеале вузовские преподаватели видят выпускника школы, во-первых, имеющим четкое представление, кем он хочет быть, во-вторых, понимающим, какие вузы могут его обучить этой специальности. А в процессе обучения самым лучшим подспорьем будет привычка учиться. И главное - студент должен понимать, что знания – это ценность. Сегодня уважение к знаниям отсутствует. К примеру, если преподаватель уезжает в командировку и отменяет лекции/семинары, то студенты… счастливы. Ни один вузовский преподаватель не помнит, чтобы студенты пошли в деканат и потребовали бы замену, чтобы прослушать курс в полном объеме. Увы, данная ситуация очень напоминает школьную. Разве там отмена уроков не вызывает у учеников дикий восторг?..
Наталья Алексютина, Санкт-Петербург
Шкала перевода баллов ГИА в оценки по 5-балльной шкале в 2019 году.
И.Р. Высоцкий "Апелляция. Вопросы и ответы" - М.: "Экзамен", 2009
И.Р. Высоцкий "Апелляция. Вопросы и ответы" - М.: "Экзамен", 2009
ПЛАКАТЫ ПО ГИА: русский язык, математика, изложение, иностранные языки, предметы, баллы, сочинение, запрещается, ППЭ, апелляции, что будут сдавать школьники в новом учебном году, что нужно знать о своих правах на ЕГЭ, ЕГЭ изнутри, памятка организаторам, как пересдать ЕГЭ, регистрация на ЕГЭ, при выборе ВУза необходимо, аккредитация программ ВУЗа - зачем она нужна, что делать, если..., куда поступают самые сильные школьники, где найти корректную информацию
Советы выпускникам, родителям, родителям детей с ОВЗ, брошюры с рекомендациями для учеников, родителей, педагогов, информационные видеоролики.
Материалы Всероссийского родительского собрания, посвященного вопросам ГИА-2021: изменения в ЕГЭ-2021, изменения в ОГЭ-2021, рекомендации по подготовке к итоговому сочинению, инфографика 1, инфографика 2, инфографика 3.